- ПОСВЯЩЕНИЕ
ПОСВЯЩЕ́НИЕ, 1) указание автором лица, честь или память которого он желает почтить своим произведением; как правило, предшествует самому произведению, может быть лаконичным или более пространным; в отличие от дарственной надписи, указание адресата П. самим фактом публикования вместе с сочинением рассчитано на широкую огласку;
2) поэтический жанр стихотворное обращение к определённому лицу (редко к памятному для поэта месту, какой-либо реалии, например шуточное П. «К моей чернильнице» А. С. Пушкина), содержащее мотивы обращения, характеристику адресата или самого произведения; в этом случае может сближаться с посланием. Иногда П. обособляется от сочинения, которому предпослано, и становится самостоятельным лирическим произведением.
Впервые П. появились во времена античности и получили распространение в эпоху меценатства в Риме (оды Горация Меценату). Возникновение П. во многом обусловлено тем, что писатели часто были вынуждены искать защиту и поддержку у «сильных мира сего». Отсюда лесть и неумеренные похвалы в адрес знати, манерность, высокопарный слог, которыми часто грешили многочисленные авторы П., особенно в средние века и в эпоху абсолютизма. Широко распространено было П. во Франции XVIXVII вв. В П. к «Тартюфу» Мольер обращается к Людовику XIV с просьбой о поддержке и защите от нападения воинствующих «святош» (католического духовенства).
В XVIII в., когда зависимость литературы от «покровителей» начинает ослабевать, появляются П. более свободные по духу и разнообразные по содержанию и форме: П.-манифесты, П.-заявления, П.-надписи. Вольтер использует П. к трагедии «Брут» для изложения мыслей о театре просветительского классицизма; П.-размышление о судьбе художника, о «неотпускающих» его темах и образах у И. В. Гёте (которым он предваряет издание своих сочинений), П. к его трагедии «Фауст»; саркастическое П. к роману «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. В дальнейшем распространяются интимные П.-послания (П. к драме «Кромвель» В. Гюго, адресованное отцу) и дружеские П. (к сборнику «Цветы зла» Ш. Бодлера Т. Готье; к сказке «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери Л. Верту).
В России П. были распространены еще в XVIII в., хотя в целом они не выходили за рамки панегирической литературы. В XIX в. они становятся более короткими и содержательными, часто подлинными свидетельствами дружбы, памяти, любви. Таковы П. у Пушкина к поэме «Полтава», к роману «Евгений Онегин»; у М. Ю. Лермонтова к некоторым редакциям поэмы» Демон», стих. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли »; у Н. А. Некрасова к поэме «Мороз, Красный нос»; у И. С. Тургенева к «Песни торжествующей любви» («памяти Флобера») и др. П. как лирический жанр не утратило своего значения и в советской литературе: В. В. Маяковский стих. «Сергею Есенину»; М. И. Цветаева П. к «Поэме Горы»; А. А. Ахматова три П. к «Поэме без героя».
В. К.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.